Новости и публикации

В небо от кутюр
27.03.2013

Ученые и конструкторы определились с обликом нового российского самолета «Фрегат Экоджет»

Наталия Ячменникова

В ЦАГИ состоялось совещание по итогам завершения этапа концептуального проектирования широкофюзеляжного среднемагистрального самолета «Фрегат Экоджет». Участвовали разработчики проекта и руководители профильных научно-исследовательских отделений Центрального аэрогидродинамического института.

Frigate Ecojet (Фрегат ЭкоДжет)

Как отметил руководитель программы «Фрегат Экоджет» Александр Климов, специалисты сформировали облик будущего самолета. Что важно: подтверждены основные технические параметры и реализуемость проекта. Особое внимание уделено результатам аэродинамических испытаний модели будущего лайнера.

Так, специалисты отметили высокий уровень совершенства аэродинамической компоновки самолета «Фрегат Экоджет», а также возможность обеспечения прочности конструктивно-силовой схемы самолета в заданных лимитах веса конструкции.

Напомним: главная цель этой программы — создание конкурентоспособных на мировом рынке гражданских широкофюзеляжных среднемагистральных самолетов «Фрегат Экоджет» на базе применения принципиально новой аэродинамической и силовой схемы. По оценкам экспертов, интегральные показатели эффективности этих самолетов на 15–20 процентов будут превосходить показатели, достигнутые гражданской авиационной техникой в 2010 году.

«Фрегат Экоджет» — «нишевый» продукт с точки зрения современного рынка пассажирских авиаперевозок. В нем сфокусирован сегмент перевозок на 3000–4000 км, на которых может быть эффективно использование широкофюзеляжных самолетов. Сегодня в среднем более 56 процентов всех рейсов в мире, выполняемых на широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетах, приходится на расстояние менее 3000 км. В некоторых регионах эта доля существенно выше.

«РГ» уже подробно рассказывала об испытаниях модели нового российского гражданского самолета «Фрегат Экоджет» в одной из аэродинамических труб ЦАГИ. О том, как имитировались трансзвуковые режимы полета, исследовались несущие и моментные характеристики нового гражданского широкофюзеляжного самолета «Фрегат Экоджет». Тогда было выполнено свыше 55 циклов. Испытания показали: полученные данные соответствуют расчетным. И они будут использованы при дальнейшем проектировании. А на очереди были другие эксперименты: аэродинамики ЦАГИ определяли характеристики будущего лайнера при взлете и посадке. Включая влияние близости земли.

Российские эксперты убеждены: если все получится, то может случиться «маленькая революция» в самолетостроении. Почему? Самолет «Фрегат Экоджет» — представитель нового поколения широкофюзеляжных пассажирских воздушных судов, предназначенных для полетов до 4500 км. То есть на маршрутах ближней и средней дальности. Его основная фишка: фюзеляж имеет не традиционно круглую форму, а вид горизонтального эллипса. По мнению разработчиков из Российского авиационного консорциума, это оптимально, чтобы при минимальных габаритах самолета разместить 300–350 пассажиров в трех салонах с тремя главными проходами.

Для создания необходимой подъемной силы применено крыло с большой относительной толщиной. Как рассказывают создатели «Фрегата Экоджет», они использовали то, что было при разработке прототипа самолета интегральной схемы ИС-1, крыло которого представляло единое целое с фюзеляжем.

Ранее конструкции такого типа никогда не выпускались. Поэтому их испытания в аэродинамических трубах должны были подтвердить или опровергнуть саму идею новаций.

Надо сказать, что эллиптический фюзеляж прилично меняет аэродинамику самолета, а значит, и его экономические характеристики. Так, по словам создателей «Фрегата Экоджет», стоимостьпассажиро-километраможет быть уменьшена на 25–30 процентов по сравнению с тем, что есть сейчас.

Планируется, что интегральные показатели эффективности семейства «Фрегат Экоджет» на 15–20 процентов будут превосходить достигнутый на сегодня уровень гражданской авиационной техники. Эллиптический фюзеляж вообще сделает самолет гораздо меньше и легче по сравнению с существующими сегодня конкурентами: «Фрегат Экоджет» будет на 30 процентов короче и на 80 тонн легче, чем Ил-86 или Airbus A-300. Причем заявленные цифры могут быть еще внушительнее за счет применения композитов.

Российские эксперты подчеркивают: хорошо, что конструкторы нового самолета сделали акцент именно на аэродинамику и планер самолета. На то, в чем традиционно сильна российская самолетостроительная наука.

Источник
Российская газета