Новости и публикации

Мнение: коммерческую авиакосмическую промышленность ждет революция?
25.04.2016

Что нужно для строительства новой коммерческой аэрокосмической экосистемы?

Антуан Желен

В то время как SpaceX, Blue Origin и другие инициаторы революционных изменений в космической отрасли собираются сделать невозвращаемые ракеты-носители и запуски спутников стоимостью 200 млн. долларов США явлением прошлого, может возникнуть вопрос: «Каково будущее крупных производителей гражданской авиационной техники, Boeing и Airbus?» Настало ли для них время беспокоиться? Много ли времени потребуется для того, чтобы кто-то совершил с воздушными судами то же, что корпорация SpaceX – с ракетами-носителями?

Действительно, по мере того как волны «цифрового цунами» продолжают обрушиваться на берега «старой экономики», отрасли промышленности смывает с лица земли одну за другой: телекоммуникационную отрасль, медиа, банковскую сферу, розничную торговлю... Очевидно, что следующая на очереди – автомобильная промышленность. Об этом говорит наступление эры самоуправляемых транспортных средств и инновационных решений в области мобильности, которые, вероятно, произведут революцию в сфере наземного транспорта. Однако посреди всего этого ландшафта «креативного переворота» есть одна отрасль, которая, кажется, готова дать отпор захватчикам. Это коммерческая авиакосмическая промышленность.

Используемый сегодня метод производства самолета невероятно сложный и старомодный по сравнению с другими высокотехнологичными продуктами: миллионы компонентов, сотни миль электропроводов, тонны механически обработанного и формованного металла, тысячи поставщиков-изготовителей деталей и элементов, разбросанных по всему миру. Чтобы оценить всю эту сложность, достаточно взглянуть на крыло коммерческого реактивного самолета в момент приземления и увидеть сложную сеть трубок и проводов, пронизывающую его. 

Так, даже при поверхностном анализе понятно, что крупный коммерческий самолет – очень дорогой в производстве продукт. Нужно учитывать и крутую кривую обучения и огромные входные барьеры. Китайцы медленно продвигаются по этому пути, но они лишь копируют то, что делают Airbus и Boeing, поэтому маловероятно, что их кривая издержек окажется другой. 

Но возможен ли иной – гораздо более революционный – способ вырваться вперед? Современная архитектура воздушного судна – результат многолетней поэтапной эволюции, которая сделала и производственный процесс, и сам продукт более сложным, консервативным и затратным, результатом чего стал постоянный рост цен. Резонно предположить, что любой, кто начнет «с чистого листа», смог бы применить совершенно другой подход и сократить затраты на производство самолета, по меньшей мере, вдвое. Трехмерная печать должна изменить экономическую составляющую производства воздушных судов; беспроводная связь и инновационные материалы способны сотворить чудеса, сделав самолет более легким и упростив его конструкцию; более компактная, интегрированная цепь поставок также позволит экономить значительные ресурсы времени и денежных средств. 

При условии технической осуществимости, будет ли это целесообразно с финансовой и коммерческой точки зрения? Сможет ли новый игрок в реальности составить конкуренцию дуумвирату Airbus – Boeing, предложив радикально иной подход? 

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть 4 составляющих успешного предприятия: деньги, кадры, бизнес-модель и видение. 

Деньги – не самая большая проблема. Ввиду сосредоточения богатства в руках относительно небольшой группы лиц и компаний, вполне возможно, что кто-то из них предоставит стартовый капитал в несколько миллиардов долларов такому предприятию. Небольшой доли богатств из сокровищниц компаний Apple или Google будет достаточно, чтобы осуществить это дело. Кроме того, венчурные капиталисты делают все более высокие ставки в условиях растущей непредсказуемости, когда кажется, что нет верхнего предела потенциальной прибыли на инвестиции. Они поучаствуют в таком деле с превеликим удовольствием.  

Кадры тоже не должны стать проблемой. Как показали примеры SpaceX и других венчурных компаний эры «нового космоса», тысячи талантливых инженеров готовы покинуть мир бюрократии и душную атмосферу, царящую в компаниях-старожилах, ради захватывающей и истинной новизны и творчества.  Что касается бизнес-модели, то она должна основываться на ощутимом конкурентном преимуществе и тщательно продуманной стратегии выхода на рынок. При наличии правильных ресурсов и процессов нет оснований сомневаться в том, что в современной аэрокосмической отрасли возможны достижения наподобие тех, что наблюдались в японском автомобилестроении в 1980-е гг. Потребуется системный подход, предусматривающий не только менее затратное производство воздушных судов, но и создание целой новой экосистемы, включающей в себя конструирование, строительство и, возможно, эксплуатацию воздушных судов.

И это подводит нас к последней составляющей – видению. Простое производство более дешевых самолетов – это не достаточно вдохновляющая цель. Чтобы соблазнить инвесторов, инженеров, авиаперевозчиков и пассажиров, нужно захватить их воображение, произвести революцию в сфере экономики и практики воздушных перевозок, продемонстрировать амбиции, сопоставимые с теми, которые были воплощены в жизнь первопроходцами авиации в начале ХХ века. Вероятно, в этом и состоит основная трудность. Сегодня харизматичные мечтатели и смелые личности – редкий актив.

Источник
«Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи»