Новости и публикации

ОАО «ФПГ «Росавиаконсорциум» завершил исследования конструктивно-силовой схемы планера и расчет прочности конструкции самолета «Фрегат Экоджет»
27.08.2010

ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум» провел исследования конструктивно-силовой схемы планера и расчет прочности конструкции самолета «Фрегат Экоджет» на подробной конечно-элементной модели. Генеральным подрядчиком исследований выступил Центральный Аэрогидродинамический Институт им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ).

Специалистами проведена конструктивная проработка основных узлов конструкции планера, включая стык крыла и оперения с фюзеляжем, а также навеску основных опор шасси. Фюзеляж, крыло и оперение моделировались с использованием конечно-элементного программного комплекса MSC/NASTRAN. Конечно-элементная модель подробно моделирует всю конструкцию, включая регулярные шпангоуты с шагом 810 мм и окантовку выреза дверей. Таким образом, конструктивно-силоваясхема фюзеляжа подробно исследована с помощью метода конечных элементов. Число переменных (составляющее 200000 переменных) достаточно подробно отражает работу конструкции для исследования ее конструктивно-силовой схемы.

«Результаты исследований показали, что прочность конструкции может быть обеспечена в заданных весовых лимитах воздушного судна. Летные характеристики самолета позволят уверенно занять нишу самолета типа Ил-86 по пассажировместимости. При этом, взлетный вес «Фрегат Экоджет» будет на 80 тонн меньше, чем у Ил-86. Применение фюзеляжа эллиптического сечения и организация трех проходов между креслами обеспечит высокий уровень комфорта для пассажиров», — комментирует результаты расчетов к.т.н. В.И. Бирюк, руководитель исследовательской группы.

Проект самолета «Фрегат Экоджет» разрабатывается по интегральной схеме с двумя турбореактивными двигателями, расположенными на пилонах под крылом, и палубным расположением оперения. Принципиально новым элементом является использование поперечного сечения фюзеляжа эллиптической формы. Выбранная форма обеспечивает минимальные габариты самолета при условии размещения в фюзеляже 300–350 пассажиров в трех салонах с тремя главными проходами шириной не менее 500 мм, с шагом кресел не менее 810 мм. В экономическом классе число пассажирских мест может быть увеличено до 400. На нижней палубе в двух багажно — грузовых отсеках размещается до 20 контейнеров типа LD-3или груз на паллетах 95×125 дюймов. Выбранное сечение позволило уменьшить площадь омываемой поверхности фюзеляжа, приходящейся на одного пассажира на 4–14% (в зависимости от компоновки салона), по сравнению с широкофюзеляжными самолетами типа В-777-200, Ил-86, Ил-96, А-340-300.

«На сегодняшний день можно сказать, что два этапа исследований проведенных совместно с ЦАГИ прошли успешно. На этапе технического предложения была рассмотрена компоновка самолета с фюзеляжем овального сечения и изучена возможность реализовать конструктивно-силовую схему фюзеляжа, обеспечивающую восприятие внутреннего давления. Эти исследования были завершены в конце 2009 года. В рамках второго этапа мы провели исследования конструктивно-силовой схемы планера и рассчитали прочность самолета «Фрегат Экоджет» на подробной конечно-элементной модели. Следующим шагом станет проведение в ЦАГИ программы экспериментальных исследований элементов конструкции самолета «Фрегат Экоджет» по заказу ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум», — подводит промежуточный итог исследований генеральный менеджер программы «Фрегат Экоджет» Дмитрий Травников.